Здравствуйте, гость!

Он выходил на старт гонки «Милле Милья» 1954 года: это не менее важный исторический прецедент, чем автограф Zagato на кузове и Abarth на двигателе. До финиша, правда, не добрался... Из всего трех построенных экземпляров один потерян, а еще один пребывает в процессе реставрации...

Старт и сход на «Милле Милья» 1954 года. На линии — 1100 E под управлением экипажа Кастельнуово — Кампос Венути. До финиша они, увы, не доехали. Бумеранги бамперов и спицованные диски, которые стояли на машине в то время, не сохранились. Иначе выглядит и нижняя часть передка: на исторической фотографии углы скошены, ныне они прямые. Из трех построенных экземпляров только герой этой статьи участвовал в «Милле Милья».

Подиум на бульваре Венеция в городе Брешиа, время 4 часа 5 минут 2 мая 1954 года. Экипаж Кастельнуово — Кампос Венути является к старту «Милле Милья» на купе с шасси Fiat 1100 E и кузовом Zagato. Заявленная цель — победа в классе машин с мотором до 1100 см3 категории «Спорт». Задача амбициозная, потому что там стартует целая куча опытнейших конкурентов, и почти все на базе Fiat. И все же у купе Zagato, построенного в 1952 году, есть нужные карты, чтобы огорчить соперников: оно очень легкое (700 кг), мощное (4-цилиндровый мотор доработан согласно последним техническим открытиям мага Карло Абарта) и имеет отличную тормозную систему с барабанами от Fiat 1500, которые на 40% крупнее тех, что стандартно устанавливались на 1100, и к тому же имеют дополнительные отверстия для охлаждения. Благодаря алюминиевому кузову с правильным аэродинамичным профилем автомобиль может разгоняться до 160 км/ч, и, несмотря на явное спортивное призвание, ему даже удается быть элегантным: голубой колер верхней части и темносиний нижней разделены линией, рисующей букву Z — символ кузовного ателье — на боковине.

До Америки и обратно

К сожалению, мечты пилотов о славе рассеялись на восходе: 1100 E Zagato был вынужден сойти. Вылет с дороги? Технические неполадки? Теперь уже не узнать. Но точно — никакой серьезной аварии не было, потому что всего несколько недель спустя все тот же 1100 E с номерным знаком Roma 176791 был продан в Неаполе и получил регистрационный знак NA 94035, который носит до сих пор. Говорят, что его приобрел американский генерал, командовавший здесь базой НАТО. Когда военный возвращался в Калифорнию, он забрал машину с собой. Именно в Калифорнии в 1996 году машина вновь показалась свету. Она была скорее похожа на металлолом, но осталась комплектной — не хватало только руля и пары приборов. Ее приобрел нынешний владелец Роберто Веско, глава Vecars в Брешиа, известной многим организации — она, помимо прочего, проводит соревнование классических автомобилей Winter Marathon. Веско организовал полную реставрацию ценного купе, которая продлилась целых 13 лет и потребовала преодоления невиданных сложностей в поиске документации, а также невероятных затрат, превысивших отметку в 100 000 евро. Благодаря помощи ателье Zagato Веско узнал, что 1100 E с таким кузовом было построено только в 3 экземплярах. Второй он же нашел на Сардинии и приобрел ради запчастей, но сейчас он решил восстановить и его в знак благодарности. Следы третьего экземпляра затерялись много лет назад. В этом купе удивляет элегантность отделки, хотя она и делалась с прицелом на спортивную карьеру машины. Этот утонченный люксовый автомобиль в 2011 году был удостоен второго места на престижном конкурсе элегантности Uniques Special Ones во Флоренции.

Образец элегантности

Аккуратность конструкции, несвойственная обычно творениям Zagato, видна по деталям. Например, кресла регулируются, несмотря на форму, и обиты двухцветной кожей в тон кузову. Руль настраивается по вылету и высоте: эта диковинная для 50-х годов особенность позволяла пилоту находить комфортную посадку, ведь ему предстояло на одном дыхании и максимальной скорости пройти дистанцию гонки длиной более 1500 км.

Главные приборы, тахометр и спидометр со счетчиком пройденного расстояния, сделаны специально для этой версии. Сине-голубая ливрея на боковине образует росчерк буквы Z — в честь Zagato.

Цветовая гармония. Знак Zagato и противосолнечные козырьки, выполненные в тон кузова и салона. Обволакивающие кресла также обиты двухцветной кожей.

Доступ к запаске — из салона, крышки багажника просто нет. Под колесом 80-литровый бак, необходимый для преодоления длинной гонки. Слева — чехол с инструментами.

Далеко, ибо вторично. Справа на панели расположились второстепенные приборы производства Jaeger: один объединяет указатели уровня топлива, давления масла и температуры охлаждающей жидкости; второй циферблат — часы. Рычажки, как принято в те времена, из бакелита — не в тон остальному салону.

На капоте со стороны водителя предусмотрен экранчик от мошкары и несколько прорезей для отвода тепла из моторного отсека. Регулятор напряжения (справа) — марки Fiat. В задней части кузова видны легкие намеки на плавники. Крышки багажника нет, по центру задней части кузова видна горловина 80-литрового бензобака.

Доработанный мотор развивает на стенде 74 л.с. — вдвое больше, чем серийный Двигатель 1100 E. Оригинальными остались распредвал, картер, коллектор Abarth и карбюраторы Weber.

Плексигласовые стекла на дверях фиксированные, поэтому форточки почитались за счастье — они обеспечивали быстрый воздухообмен в перегретом салоне. Жар двигателя и коробки не рассеивали никакие экраны — их просто не было. Приборы на щитке были сделаны специально для Zagato. Мощная центральная фара, вписанная в решетку радиатора и богато отделанная, без сомнения, самая неудачная деталь автомобиля. Из капота торчит «мухобойка», распространенный в 50-х аксессуар, также на крышке есть несколько прорезей для отвода тепла. Багажника сзади нет: все свободное пространство занимают бензобак (80 л) и запасное колесо. Нрав автомобиля подчеркнуто спортивный. Мотор, перебранный известным реставратором Аквилино Бранка (последняя его работа перед смертью), развивает 74 л.с. на стенде против 35 л.с. у серийного 1100 E: доработанный агрегат «вооружен» двумя 32-мм карбюраторами Weber. Тяга пустовата на низах, но к отметке 3000 об/мин он оживает и нервно откликается на педаль газа. Максимальную скорость чуть более 160 км/ч машина набирает быстро, разгон напористый, чему способствует легкость автомобиля. Коробка — Siata с коротким рычагом: он является гарантом сухих, точных и быстрых переключений. Торможение — сверхвыдающееся. Старые барабаны оказались мощными, устойчивыми к нагрузкам и сбалансированными. Словом, это был правильный выбор для «Милле Милья», хоть автомобиль до финиша и не добрался. Ровно 60 лет спустя 1100 E Zagato берет реванш за обидный сход в 1954 году. С большими, надо сказать, процентами.

Чтобы создать хотя бы минимальный комфорт в длительной гонке, предусмотрены передние и задние поворотные форточки. Боковое остекление выполнено из плексигласа — он легче, чем стекло.

В гонке он соперничал с Cisitalia 202 с двигателем того же объема. но она не была такой красивой...

Fiat 1100 E Zagato 1952

Двигатель

Система газораспределения с 2 клапанами на цилиндр, клапаны в головке блока. Система питания с 2 карбюраторами Weber 32 мм, комплект доработок Abarth. Система смазки с «мокрым» картером (6,5 л), охлаждение жидкостное, электросистема 12 В, емкость аккумулятора 35 Ач.

Трансмиссия

Механическая, 4-ступенчатая, марки Siata. Сцепление — однодисковое, сухое. Рычаг КП напольный.

Кузов и шасси

Купе, 2 двери, 2 места, алюминиевый кузов на лонжеронной раме. Передняя подвеска независимая на поперечных рычагах с витыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска с жесткой балкой.

Тормоза

Барабанные, вентилируемые, увеличенного диаметра.

Колеса

Шины 5.75–15, диски Fergat.

Fiat 1100 E Zagato 1952

07.04.2016


Отправить новый комментарий




реклама на сайте